Общие требования о необходимости проведения мероприятий по антитеррористической безопасности мест массового скопления людей указаны в Федеральном законе от 6 марта 2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму.
- Объекты и территории массового скопления людей
- Объекты розничной торговли
- Средства временного размещения
- Учреждения органов исполнительной власти
Порядок разработки и получения паспорта
Ответственным за разработку, согласование, актуализацию и корректировку антитеррористического паспорта является владелец или руководитель организации, которая эксплуатирует (арендует) данное сооружение в настоящее время.
Этапы разработки паспорта безопасности:
- Направление запроса в территориальные органы для проведения аудита
- Обследование объекта
- Оформление акта категорирования объекта
- Присвоение степени опасности
- Разработка паспорта на основании результатов обследование
Категорирование объектов
С учетом степени террористической угрозы устанавливаются дифференцированные требования по обеспечению антитеррористической безопасности. Для этого осуществляется категорирование объектов. В зависимости от присвоенной степени опасности выдвигаются различные требования к оформлению документа безопасности объекта или территории.
Категорирование проводится в отношении объектов и территорий, при вводе в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик, которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Оформление паспортов безопасности регулируется соответствующими нормативными документами:
- ПП РФ № 8 от 13 января 2017 года – требования к защищенности объектов здравоохранения;
- ПП РФ № 447 от 14 апреля 2017 года – требования к защищенности объектов размещения (гостиниц);
- ПП РФ № 1273 от 19 октября 2017 года – требования к защищенности объектов торговли;
- ПП РФ № 202 от 6 марта 2015 – требования к защищенности спортивных объектов;
- ПП РФ № 176 от 11 февраля 2017 года – требования к защищенности культурных объектов;
- ПП РФ № 1006 от 2 августа 2019 года – требования к защищенности образовательных объектов;
- ПП РФ № 1165 от 5 сентября 2019 года – требования к защищенности объектов религиозных организаций;
- ПП РФ № 1413дсп от 18 декабря 2014 года – требования к защищенности объектов промышленности;
- ПП РФ № 1421 от 7 ноября 2019 года – требования к защищенности объектов науки и ВУЗов;
- ПП РФ № 1133 от 31 августа 2019 года – требования к защищенности объектов госорганов по ГО и ЧС;
- ПП РФ № 255 от 28 апреля 2007 года – требования к защищенности розничных рынков.
Ответственность за отсутствие паспорта безопасности
За нарушения требований по безопасности и отсутствие документа предприятию грозит не только ущерб репутации, но и финансовые санкции. Если в здании (сооружении) отсутствует паспорт антитеррористической безопасности или он не утвержден, предусмотрено административное наказание с оформлением предписания по устранению выявленного нарушения.
В соответствии с КоАП РФ ч. 1 ст. 19.5.1, неисполнение решений по противодействию терроризму, выраженное в несвоевременной разработке и/или несогласовании паспорта безопасности, может повлечь наступление административной ответственности и уплату штрафов в размере:
- от 30 000 до 50 000 рублей или временная дисквалификация – для должностных лиц;
- от 300 000 до 1 000 000 рублей или временная приостановка деятельности – для юридических лиц.
В соответствии с КоАП РФ ч.1 ст.20.35 нарушение требований к антитеррористической защищенности объекта либо воспрепятствование деятельности лица по обеспечению требований к антитеррористической защищенности объекта, может повлечь наступление административной ответственности и уплату штрафов в размере:
- от 30 000 до 50 000 рублей или временная дисквалификация – для должностных лиц
- от 100 000 до 500 000 рублей – для юридических лиц.
Важно! Проверку с правом выписывания штрафов могут проводить представители полиции и органов МЧС, специально уполномоченные для решения определенных задач в области ГО и защиты населения от ЧС.